Из города в поле По информации портала poselenia.ru, в 2016 году постоянно зимуют в экопоселениях 5 тысяч человек, но если учитывать тех, кто еще строит свои родовые поместья, получается почти 13 тысяч. Цель проекта ЦИРКОН – описать все виды экопоселений, аналитик проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Артемий Позаненко занимался преимущественно родовыми поместьями.
«Сначала я интересовался пространственной изоляцией, потому что глушь меня всегда манила. Я всегда любил забуриться куда-нибудь подальше. – Мы с Артемием беседуем в самом центре Москвы, в Вышке. – В начале 90-х стали закрываться предприятия, перестал ходить (скорее, в их случае – летать или плавать) общественный транспорт, и они оказались предоставлены сами себе: ни работы, ни налаженной связи с внешним миром. Стало интересно: как люди 25 лет оказались без работы и транспортного сообщения и не все еще разъехались или перемерли. Чем не достойный исследования феномен? А потом столкнулся с самоизоляцией. Захотелось сравнить сообщества, не по своей воле оказавшиеся в изоляции, с теми, кто сознательно стремится в ней оказаться».
Темой самоизолирующихся сообществ Артемий Позаненко занимается с 2012 года. За это время он побывал в девяти экопоселениях, в некоторых из них жил и вел наблюдение, в других – брал интервью у поселенцев. Социолог говорит, что люди, которых он изучает, – это выходцы из города, довольно молодые (средний возраст 35–45 лет), с высшим образованием, нередко – с опытом ведения бизнеса. Правда, замечает он, чаще переселенцы обладают не гуманитарным, а техническим или естественнонаучным образованием. Этим можно объяснить их склонность к изучению эзотерической литературы, «дающей ответы на все вопросы». Уже по такому общему портрету поселенцев можно представить, что их изначальная приспособленность к жизни на земле не очень высока.
«Экопоселения делают ставку на самоокупаемость, – рассказывает исследователь ЦИРКОН Дарья Мальцева. – Во-первых, они снижают собственное потребление, им при переезде на землю уже меньше надо, чем в городе. А во-вторых, они нацелены на то, чтобы производить для себя продукты питания. Потом инструменты бартера включаются: у кого-то есть молоко, у меня есть яйца, и мы можем обмениваться…»
Идея самообеспечения является одной из ключевых и в книгах Мегре. Согласно учению, каждый род в поселении должен иметь не менее гектара земли – это и есть поместье. Этого должно быть достаточно, чтобы прокормиться. На практике у поселенцев – от одного до полутора гектаров, но прокормиться с этой земли оказывается не так просто: «Перебравшиеся на землю, городские жители сеют семена на участке так, как учила Анастасия в книгах В. Мегре: подержав во рту перед засеванием, используя беспахотный способ посадки, не ухаживая за растениями, – говорится в исследовании ЦИРКОН. – А потом оказывается, что растения даже не всходят».