Высокий первый этаж

Чайхана, музей и школа в дуплах деревьев в Узбекистане

14:00, 20 февраля 2018
Юлия Галушина
В Средней Азии растут древние платаны, или, как их называют здесь, чинары, внутри которых образуются просторные дупла. Эти пространства площадью до десяти квадратных метров местные жители используют для разных целей: жилья, молитвы, назначают там встречи, могут устроить чайхону, школу или музей. Документальный фотограф Юлия Галушина отправилась в Узбекистан и сняла, что происходит внутри сохранившихся там чинар.
 
Во многих странах к чинаре относятся с почтением: культ чинары с давних времен известен жителям Пакистана, Ирана, Афганистана, Греции и Центральной Азии. Чинара занесена в Красную книгу Узбекистана. В советское время каждое вековое дерево было ограждено, на нем висела табличка: «Охраняется государством».

В Узбекистане рассказывают легенды о происхождении чинар — многие из них расположены в «святых местах». Согласно этим рассказам, огромные чинары растут на захоронениях мусульманских святых или там, где пророк или его ученик воткнули в землю посох и выросло дерево. Под древними платанами люди просят о долгожданном ребенке, о здоровье; просят предотвратить несчастье, разрешить трудности.
«Под платаном нельзя спать, его нельзя рубить и использовать для топки. Это дерево как будто живое. <...> Платан требует от идущего мимо него человека обязательной молитвы — "зикр талаб мекуна", и поэтому листья его напоминают ладони, сложенные во время молитвы. Отсюда, возможно, другое название этого дерева в Афганистане: "панджа" ("пятерня", в переводе с персидского). О чинаре как о чудодейственном дереве говорится и в легендах: в обуви, сшитой из лыка чинары, можно пройти за семь морей, и ноги не устанут; слепой станет зрячим, если листьями чинары протереть ему глаза; волшебная палочка из древесины чинары по желанию может превратить человека в осла и т. д.»
«Реликты доисламских верований у горных таджиков»
Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН
Чтобы обнять могучее дерево, за руки берутся до десяти человек — мощный полый ствол может достигать 50 метров в высоту и более 20 метров в диаметре. Но каждую весну чинары продолжают цвести, несмотря на пустоту внутри.
 
Сайроб
Главное украшение кишлака Сайроб в Сурхандарьинской области — две древние чинары. Они растут в десяти метрах друг от друга, вдоль центральной дороги. Вокруг кипит торговля, но внутри чинар жизнь замерла: в их дуплах расположен краеведческий музей. Жители Сурхандарьи принесли туда старинные вещи: стеклянные и чугунные лампадки, кувшины, сундуки, войлочные ковры, восточные матрасы, вышитые вручную настенные ковры сюзане с национальным орнаментом.
 
Местные жители рассказывают, что некогда хан велел срубить эти деревья, чтобы сделать из их древесины резные рамы и двери дворца. Однако деревья выжили, корни дали новые побеги, а дупла в огромных стволах пригодились людям еще не раз. В начале XX века там размещалась сельская школа на двадцать детей; в гражданскую войну — штаб дивизии; затем сельсовет и контора местного кооператива, а после революции в дупле был магазин.
Хранитель музея Ахадхон Усманов уже пятнадцать лет ухаживает за деревьями и общается с посетителями. Он называет себя «местным караулом». Работает бесплатно; иногда гости оставляют пожертвования. Ахадхон передает деньги в находящуюся поблизости мечеть, там его кормят горячим обедом. Туристы слушают рассказы Ахадхона о древних исполинах, иногда даже останавливаются в дупле на ночлег, ведь отелей вокруг нет. Прощаясь, желают хранителю крепкого здоровья: «Живите долго, как этот чинар!»
 
Ходжикент
Если верить легендам, под одной из чинар в Ходжикенте отдыхал и обдумывал стратегию дальнейшего похода Александр Македонский. Местные жители называли её чинарой Искандера Двурогого, c намеком на украшенный рогами шлем полководца — в Азии его имя звучит как Искандер.
 
Чинара Искандера была одной из самых больших и древних в Центральной Азии. Если бы она дожила до наших дней, ей было бы около 2300 лет; её детям, располагающимся вокруг, сейчас по 600—800 лет.
 
Борис Голлендер, краевед, которого в шутку называют «энциклопедией Туркестанского края», рассказывает, что чинару Искандера видела его мать. Говорят, что в 1919 году в дупле скрывались (с золотом) участники антисоветского Осиповского мятежа.

В 1920-е годы древняя чинара сгнила, посредине образовалось отверстие, а по краям из того же корня выросли молодые деревья. Новые стволы, растущие в разные стороны от сгнившей «матери», образовали стены дупла, и там разместилась чайхана «Чор чинор», что означает «Четыре чинары». В 1930-е годы чайхана была центром общественной жизни Ходжикента: в центре стоял камень, на нем — тахта человек на восемь. Четыре чинары растут в Ходжикенте до сих пор, камень для тахты тоже остался на своем месте.
Другую чинару в народе называли Исполнительницей желаний: загадав желание, паломники завязывали на ее ветвях лоскуты ткани. За годы ткань на верхних ветвях обветшала, другие ленты растянулись и вросли в плоть дерева.
 
Недавно по соседству открылся ресторан, и с Исполнительницы желаний сняли все ленточки. Дерево оградили, но помолиться или помедитировать можно, устроившись на топчане или одной из скамеек, расставленных вокруг чинары.

Паркент
Чинару в горах Западного Тянь-Шаня видно со всех сторон, но чтобы до нее добраться, нужно подняться по крутой дороге, пройти сквозь горный кишлак и преодолеть шестьдесят крутых ступеней. Паломников, среди которых много пожилых людей, это не останавливает.
 
Вокруг чинары установлены топчаны, скамейки для отдыха, айваны (беседки), молельный павильон и мечеть. До недавнего времени рядом с чинарой стоял небольшой глинобитный домик — в нем жил хранитель святыни, шейх; он читал суры из Корана и помогал паломникам. В 2010 году, с увеличением числа паломников, на горе вместо домика построили мечеть. Муллы в ней нет — паломники читают молитвы сами.

Около чинары сочится родник. Помолившись и дотронувшись до чинары, паломники набирают святую воду в пластиковые бутылки и уносят с собой: верят, что она лечит от всех болезней.

Ургут
Жители Средней Азии и туристы часто приезжают в сад Чор чинор в Ургуте — он называется так же, как и тот, что в Ходжикенте, потому что по легенде он начался с четырёх чинар. Сейчас их уже 121: самой юной — 450 лет, самой древней — более 1300 лет; их стволы переплелись, а корни разрослись по земле. Местные жители рассказывают, что в 1970-е годы эти чинары хотели срубить, но тягач не смог сдвинуть их с места — настолько глубоко они пустили корни.
 
1300-летняя чинара украшена резной дверью, за которой скрывается дупло, похожее на пещеру. Когда-то оно использовалось суфиями для встреч и медитаций, было пристанищем для странствующих дервишей. По словам местных жителей, во время революции в дупле проводили конспиративные сходки большевики. Позже в нем разместилась школа — слепые дети изучали Коран. В советское время там был склад с углем, а затем вокруг сделали пионерский лагерь; мальчишки прятались от вожатых в дупле и играли на мелочь в «орел и решку». В центре дупла сохранились деревянные «стол» и «стулья», которым более 600 лет. Размер дупла все время меняется: зимой от сырости стены откалываются — дупло расширяется; весной дерево пускает новые побеги — пространство в дупле сжимается. 

Бричмулла
Известная чинара, о которой пели барды Никитины, находится в святом месте Кадамжо, ей 850 лет. Под кроной дерева построена беседка для молитв, рядом стоит алтарь. Дупло в этой чинаре узкое, похоже на карман. Паломники и туристы, приезжающие сюда каждый день, оставляют в нем пожертвования. Кадамжо — место силы для тех, кто открывает новое дело или собирается в дальний путь: с киргизского «кадам» переводится как «шаг».
 
Алибой Юлчиев называет себя «ответственным лицом этого места»: следит за порядком, ухаживает за чинарой, принимает гостей, общается с паломниками, читает молитвы и никого не отпускает без пиалы зеленого чая.

В легендах чудодейственная сила Кадамжо связана с имамом Идрисом. Пророк остановился здесь отдохнуть, хотел умыться, но не нашел воды и тогда обратился к Богу. Бог велел Идрису приложить запястья к месту, где тот сидит. Идрис приложил к земле пять пальцев, и из-под земли пробились пять ручейков — он умылся, свершил обряд, прочитал намаз и продолжил путь, а родники сочатся до сих пор. В этих краях верят: кто выпьет святой воды и обойдет семь кругов вокруг чинары, будет здоров и проживет долгую жизнь.

Хандайлык
Чинару в Хандайлыке местные жители называют «Семь товарищей»: она состоит из семи отдельных стволов на поверхности, материнский ствол которых находится под землей. Дупла у Семи товарищей рыхлые, как губка, некоторые обуглены — местные говорят, что в стволы святыни попадала сухая гроза.
 
У подножия чинары скрыто дупло-каморка размером полтора на полтора метра, в него можно пролезть через небольшое отверстие, затянутое паутиной. Внутри давно никого не бывает, под ногами шуршат сухие листья. Жители Хандайлыка вспоминают, что здесь несколько лет жил парень, который потерял все разом, и каморка под чинарой стала для него прибежищем. Он ухаживал за Семью товарищами, и вскоре его жизнь наладилась.

Местные жители укрепили камнями прикорневую часть чинары и обнесли огромное дерево забором — теперь это главная площадь, на которой проходят все события кишлака.