Ожерелок или пёрлышко?

Интервью с создательницей бренда украшений, основанных на традициях Русского Севера

19 мая 2022
ФОТО:  Мария Дашкова
Нам кажется, что в ситуации турбулентности важно поднять тему дома, поговорить о тех вещах, которые связывают нас с родными местами. О том, что дает опору, не позволяет сломаться и заблудиться. Даже если эти места пришлось покинуть. Что такое мой дом? Кто я и за что держусь? Какие смыслы остаются со мной всегда и везде?

Мы начинаем серию интервью с предпринимателями, которые находят вдохновение в родных местах, работают с темой локальной идентичности. Мы поговорим с ними об их деле, которое они продолжают. О том, что для них значит дом и где они хотели бы жить. Первое интервью — с Юлией Анисимовой, которая делает украшения, вдохновляясь обычаями и культурой народов Русского Севера.


О бабушкиных вещах

У нашей семьи есть большой дом в деревне Заостровье в Архангельской области. Мы приезжаем туда каждое лето, живем вместе со всей родней. Здесь классное ощущение: старые постройки, природа, обособленность, но одновременно есть чувство общности, какого-то комьюнити, ведь даже копание картошки объединяет. Думаю, оттуда и появилось мое увлечение традициями. 

Я родилась в Москве. Когда училась в школе, моя сестра пела в фольклорном коллективе, я увлеченно смотрела на нее со стороны и даже один раз съездила с ней на детский фольклорный фестиваль. А сама заинтересовалась темой этнографии уже в университете, когда училась на дизайнера одежды. Я начала пробовать себя в русском стиле, но получалось плохо, потому что не представляла, из чего и как сделан традиционный русский костюм. Конечно, орнаменты вышивки, кокошники и венцы — это то, что видно с первого взгляда. Но самое интересное в традиционной одежде спрятано глубже.
Тогда я нашла московскую студию «Русские начала». Руководительницы студии, Татьяна и Ольга, много лет исследуют русский костюм по музейным образцам, по книгам, ездят в экспедиции. У них серьезный научный формат без фантазий, без прикрас, такой подход меня очень подкупил. Я проучилась у них два года, а дальше вместе с ними продолжила изучать и шить русский костюм. Получается, я уже седьмой год вместе с ними исследую традиции и только недавно подобралась к изучению костюма своей деревни. Мне хочется рассмотреть его подробнее, потому что Архангельская область большая, даже костюмы соседних районов отличаются. 

В работе над моей коллекцией костюмов мне очень помогла моя бабушка. Она собрала и сохранила вещи от прабабушки, которая родилась недалеко от Каргополя. Там были и подзоры (оборки-юбочки для украшения спального места — Примеч. ред.), и полотенца в красный угол, которыми даже сама бабушка когда-то пользовалась. Еще были две кофты: казачок — приталенная кофта на пуговицах, и косополка — тоже приталенная кофта, с накладной передней деталью — полочкой, которая застегивается сбоку. Они из разной ткани, одна — праздничная, шелковая, другая — более повседневная, но из фактурной шерсти. 

Все эти вещи от бабушки я использовала в своих задумках. Например, рисунок с подзора брала для реконструкции каргопольской рубахи. И косополку я тоже повторяла, она вошла в мой праздничный каргопольский комплект, к которому я еще делала кокошник, а сейчас вышиваю золотный плат — большой платок, вышитый золотой ниткой.
О своем бренде

Изначально у меня была цель сделать бренд одежды, где я могла бы выражать себя, осуществлять свои творческие задумки и экспериментировать. Но для этого нужны были большие вложения: ткани, деньги на пошив, потому что я бы одна не осилила. Так что проще было начать с чего-то маленького, и я стала экспериментировать с украшениями. Я до сих пор хочу делать платья, но украшения — это тоже своя особенная ниша, в которой меня теперь узнают, где я получаю поддержку. Сейчас сложно все отложить и переключиться на платья. 

Я хотела, чтобы мое дело приносило деньги, и украшения дают мне небольшой доход. Сейчас для «Берегов» я делаю пёрлышки, ожерелки, ленты на голову, серьги и браслеты. Украшения шьются вручную практически так же, как в старину. Я вначале настилаю шнур, а сверху насаживаю бисер, жемчуг или перламутр, эта техника называется сажение по бели.

Бренд я называла «Берега», потому что наш дом стоит в деревне на берегу реки. А берег — это и про статичность, и про трансформацию, ведь он находится рядом с водой, течением, которое постоянно меняется. Берег — это и место, где находится дом, куда можно прийти, это и косы на Северной Двине, где мы проводим лето, купаясь и наслаждаясь солнечными лучами. Когда я придумывала название бренда, то выписывала разные слова в столбик и думала, что было бы здорово выбрать слово, которое оканчивается на «га». Потому что есть теория, что «га» с финно-угорского переводится как течение, и многие северные реки имеют эту частицу. Онега, Пинега, Шужега, Вага. Мне было важно сохранить отсылку к территории. 
О покупателях

Я думаю, многие, кто начинают свое дело, в первую очередь представляют в качестве покупателя себя. Я тоже так сделала. А потом начала изучать людей, которым интересны мои украшения. Оказалось, моя аудитория — это женщины взрослее меня, они больше знают, многое могут себе позволить. Но внутренние ориентиры у нас схожи, нам важна причастность к традиции. Для кого-то мои украшения — это посыл в историю, для кого-то— в абстрактную Россию, для кого-то — в Север, в Архангельск.

Больше всего, наверное, покупателей из Москвы и Питера, но все чаще приходят люди, которые как-то связаны с Архангельской областью. Девчонки из Архангельска — это отдельные гости, потому что с ними можно встретиться, поболтать, завести личные отношения, они рассказывают про своих родителей, про бабушек и дедушек, с ними можно повспоминать и природу, и деревни, белые ночи. Мы с ними говорим на одном языке, нас объединяет одна территория.
О любви к месту

Мы с родителями и сестрой часто приезжаем в нашу деревню в Архангельской области, нас всех объединяет привязанность к этому месту. У меня оттуда и мама, и папа, там до сих пор живут мои бабушки. В детстве я проводила в деревне каждое лето. Дети в классе уезжали на дачу на выходные, а мы могли позволить себе только на лето, потому что ехать туда надо было целый день. 

Недалеко от деревни — Северная Двина, до нее можно доехать на велосипеде или дойти пешком, там есть место, которое называется пристань. Когда река была судоходной, на пристани останавливались теплоходы, но сейчас русло меняется, да и Двина перестала быть глубокой. Теперь в июле в этом месте вода отступает от больших берегов, река вымывает огромные песчаные насыпи — косы, и образуется огромный пляж. Это мое любимое место. Ветер, вода, ощущение свободы.

У меня много любимых мест и в нашем доме. Я обожаю сидеть на высоком крыльце рядом с выходом на поветь, где раньше хранили сено. Раньше внизу под поветью жили коровы, но сейчас их нет, и можно сидеть в тишине под крышей, смотреть в лес. Я очень долго могу это делать. Еще мы иногда там собираемся петь песни, потому что хорошо, тепло, пригревает солнце, и нас не видят соседи. 

Когда я начинала «Берега», думала, что круто было бы сделать мастерскую в деревне. Я бы хотела иметь нормальный доход, с которого могла бы организовать артель. Но это упирается и в деньги, и в людей-единомышленников, которые хотели бы работать. Сейчас вместе со мной работает моя сестра, она вторая вышивальщица. 

Пока что я могу себе только позволить снимать небольшую мастерскую в Москве. Я начала ее оплачивать с марта, посмотрим, как пойдет.