На Ольгу Веневцеву, встречавшую туристов, местные жители смотрели косо.
— Большинство на тот момент не воспринимали Крапивну как какой-то уникальный объект. Когда живешь в маленьком городочке, где вокруг тебя разрушающаяся архитектура и нет нормальных дорог, воспринимаешь его как дыру, помойку, захолустье. Ведешь экскурсию по городку, а потом тебе говорят: «Зачем привозишь людей на нашу помойку? Не позорься», — вспоминает она.
Было много информационной работы: конференции и семинары, разработка документации для конкурсов, включение Крапивны в списки и рейтинги значимых мест. Однако внешне практически ничего не менялось. В какой-то момент, по словам Ольги, у местных появилось ощущение, что «здесь только говорят».
Но несколько лет назад случился прорыв. Сначала в 2018 году Крапивна выиграла Всероссийский конкурс по созданию комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. Заявку, конечно, отправляла администрация Щекинского района, но готовили ее в местном музее. В итоге здесь облагородили заросший парк, в селе появилась смотровая площадка и лестница к реке Плаве. Будущим летом появится набережная, уже обустроили купель: удалось получить трансфер из областного бюджета. А в 2020 году в честь 500-летия Тульского кремля в Крапивне провели реставрацию четырех исторических зданий, среди которых два памятника федерального значения (Никольский собор и «Дом с колоннами») и два — регионального (дом Прянчикова и дом Астафьева).
— Но мы чуть не сделали ошибку, — признается Ольга Веневцева. — У людей появилось ощущение, что за них все сделают. Они не чувствовали себя хозяевами города. Например, сидит инициативная группа, обсуждает, как оградить парк. Кто-то говорит: «Живая изгородь — классно». Хорошо, а кто ее стричь будет? Говорят: «Как кто? „Ясная поляна“». Мы начали менять тактику. Если мы на семинаре говорим о развитии города, то это должно не что-то такое «Ух!» и минимум на пять миллионов, а миникейсы. «Я хочу посадить клумбу, не хватает лопаты и помощника». Хорошо, вот они. Это теория малых шагов. Я люблю цитировать Стругацких: «Городишко наш — дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас это дыра в будущее». Спроси любого крапивенца, он уже не скажет, что живет в помойке, все понимают, что это важный исторический городок.
Три жизни дома Прянчиковых
— Я родилась в Крапивне, потом уехала на Урал, а после вернулась на родину, жила в Туле. Не было времени доехать до Крапивны. Когда я случайно увидела, что дом Прянчикова отреставрировали, я была шокирована: года назад были руины, ни крыши, ни стен, а тут такая красота и за такое время! — вспоминает жительница Крапивны Светлана Вещуева. Музыкальный педагог по образованию, сейчас она заведует картинной галереей, которая открылась в отреставрированном купеческом доме. Это филиал Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ).
Мы ходим по залам художественной галереи, Светлана показывает, куда перенесли лестницу, где раньше был вход, как переделали внутренние перегородки. От исторической планировки мало что осталось: еще до начала реставрации, когда стало ясно, что в купеческом доме откроется художественный музей, здание решили радикально перестроить.
Впрочем, никакой памяти о купеческом быте Прянчиковых не осталось еще раньше: в советские времена здесь был сначала райком партии, потом коррекционный интернат — детей с нарушениями развития привозили со всей округи. В 1980-е годы здание опустело и стало постепенно разрушаться.