Большую часть года оленеводы живут в чумах, хотя у многих есть квартиры в крупных городах: Воркуте, Лабытнанги, Салехарде и их окрестностях.
Фото: Станислава Новгородцева
Во время учебного года в городских квартирах живут старики и дети школьного возраста, навещающие кочевых родителей во время летних каникул.
Фото: Станислава Новгородцева
Нарты для хранения и перевозки домашней утвари и провизии.
Фото: Станислава Новгородцева
К оленеводам приезжают передвижные лавки с продуктами. Летом стоянки зырян расположены далеко от магазинов и вездеходы доставляют провизию в тундру.
Фото: Станислава Новгородцева
Раньше единственным доступным десертом в тундре были местные ягоды и выпечка из них, а сегодня детям доступны многие популярные сладости, в том числе магазинные чупа-чупсы.
Фото: Станислава Новгородцева
Лишь трудоспособное население и дети младшего возраста проводят в тундре круглый год.
Фото: Станислава Новгородцева
Внешность зырян отличается в зависимости от региона проживания. Большинство из них темноволосы, но «визитной карточкой» оленеводов крайнего севера являются голубоглазые блондины.
Фото: Станислава Новгородцева
В культуре зырян распространены яркие орнаменты, они бережно хранят свои традиции, ремесла и фольклор.
Фото: Станислава Новгородцева
На сегодняшний день общая численность коми-зырян в мире составляет около трёхсот тысяч человек, этнос признан вымирающим народом России. Виной тому не столько высокая смертность, сколько низкая рождаемость.
Фото: Станислава Новгородцева
Со сменой деревенского уклада на городскую среду, количество детей на семью значительно уменьшилось.
Фото: Станислава Новгородцева
Вид на стоянку зырян. Оленеводы стоят на этом месте уже месяц, а через две недели перекочуют на новое место.
Фото: Станислава Новгородцева
Одна из собак принесла щенков. Среди оленеводов принято строить для щенков и осиротевших оленят маленькие чумы. Заботой о малышах занимаются дети.
Фото: Станислава Новгородцева
Зырянские девочки смотрят фильм на планшете. Напротив входа в чум традиционно располагается иконостас. В конце XIV века зыряне были христианизированы, большинство представителей считают себя православными. Но вместе с тем сильны традиции старообрядчества и распространены смешения с народными верованиями.
Фото: Станислава Новгородцева
Многие представители этноса до сих пор носят исключительно традиционную одежду. Для женщин это сарафаны свободного кроя, передники и головной убор, именуемый кокошником. Взрослые женщины не показываются на людях без этого головного убора.
Фото: Станислава Новгородцева
Выйдя на пенсию Антонина переселилась с внучками в Салехард, но скучает по тундре и старается приезжать сюда хотя бы летом. Она переживает, что оленеводческий промысел в ее семье не продолжится: внучки хотят строить свою жизнь в городе.
Фото: Станислава Новгородцева
Осиротевший олень внутри зырянского чума. Он был выкормлен людьми и стал домашним любимцем.
Фото: Станислава Новгородцева
Мужчины-оленеводы руководствуются практичностью и приобретают одежду, как правило, в магазинах для охотников и рыболовов. Исключение составляет манишка с капюшоном, защищающая голову и шею от ветра. В холодное время года зыряне носят меховые малицы и обувь из шкур оленя.
Фото: Станислава Новгородцева
Семья зырян готовится арканить оленей для резки пант, то есть молодых, еще не окостеневших рогов.
Фото: Станислава Новгородцева
Девочка играет с собакой, пока взрослые арканят оленей.
Фото: Станислава Новгородцева
Старшие дети помогают родителям загонять оленей.
Фото: Станислава Новгородцева
Женщина рядом со стадом оленей во время резки пант. Мужчины арканят оленей, а женщины и дети носят инструменты.
Фото: Станислава Новгородцева
Оленеводы перекочевывают на новое стойбище полярной ночью. Летом переходы совершаются ночью, так как выпавшая роса облегчает скольжение нарт.
Фото: Станислава Новгородцева
Стадо домашних оленей в тундре .
Станислава Новгородцева
Республика Коми